Особенности эксплуатации аэропорта
Аэропорты относятся к предприятиям непрерывного функционирования, которые не имеют серьезных колебаний расхода воды и формирования стоков в течение суток.
Образование сточных вод аэропортов имеет ряд отличительных особенностей:
- использование воды преимущественно в технических целях;
- образование токсичных стоков в зимний период;
- содержание в сточных водах нефтепродуктов и металлической пыли;
- использование при эксплуатации воздушных судов и нужд пассажиров особых химических веществ, трудно поддающихся очистке и требующих особого обращения.
Эти условия определяют специфику очистки стоков с территории воздушного терминала и необходимость применения многоступенчатой очистки.
Образование сточных вод
По способу и времени образования сточные воды аэропорта подразделяют на следующие группы:
- Ливневый сток. Сточные воды образуются в теплое время года и содержат нефтепродукты, грубодисперсные примеси и аммонийный азот. Состав стоков позволяет очищать их на обычных станциях очистки.
- Талый сток. Формируется в период весеннего таяния снега, а также во время зимних оттепелей, и отличается невысокой температурой, большим объемом водных масс и высокой концентрацией сложных химических соединений, накопленных в течение холодного времени года. Для таких сточных вод необходима многоступенчатая очистка.
- Производственно-дренажный сток. Наибольшую опасность представляют производственно-дренажные стоки, которые образуются в холодное время года. Они содержат жидкости для предотвращения обледенения самолетов и антигололедные реагенты для взлетно-посадочной полосы и являются наиболее концентрированными из всех образующихся стоков. Лучшим вариантом их утилизации будет своевременное удаление с помощью специальной техники и очистка в отдельном модуле.
- Стоки биотуалетов воздушных судов. При небольшом количестве сточной жидкости имеют высокое содержание загрязняющих веществ и химических соединений, опасных для микроорганизмов. Это делает невозможным применение для их очистки активного ила или биологических методов.
- Хозяйственно-бытовые стоки. Имеют показатели загрязняющих веществ, соответствующие составу городской канализации, поэтому возможен их сброс в городскую канализационную сеть. Образуются от обслуживающего персонала аэропорта и посетителей терминала.
Загрязняющие вещества сточных вод аэропортов
Специфика обслуживания воздушных судов и взлетно-посадочных полос, а также большие территории, которые занимают современные аэропорты, определяют состав стоков с водосборной площади. Загрязняющими веществами таких сточных вод, на которые следует обратить внимание при подборе очистных сооружений и методов очистки, являются:
- специальные жидкости для защиты воздушных судов от обледенения и реагенты для предохранения от образования наледи на взлетно-посадочной полосе, содержащие в своем составе этиленгликоль;
- слив с биотуалетов воздушных судов, содержащий четвертичные аммониевые соединения (органические соединения пятитивалентного азота), используемые для борьбы с запахом и органическими загрязнителями;
- продукты амортизации покрышек шасси самолетов и покрытия взлетно-посадочных полос;
- случайные разливы топлива, содержащие нефтепродукты;
- оседание частичек сажи от сгорания топлива в двигателях во время взлетно-посадочных мероприятий;
- взвешенные вещества в виде металлической пыли, которая образуется в результате металлообработки в цехах ремонта и обслуживания воздушных судов и коррозии металла.
Содержание загрязняющих веществ в мг/л превосходит требования к очищенным сточным водам в несколько раз, что определяет выбор методов очистки стоков.
Показатели | Содержание в сточных водах аэропорта, мг/л | Требования после очистки, мг/л |
Взвешенные вещества | до 100 | 3 |
БПК5 | до 2500 | 3 |
ХПК | до 4000 | 30 |
Азот аммонийный | до 150 | 0,39 |
Нефтепродукты | до 50 | 0,5 |
Этиленгликоль | до 500 | 0,25 |
Этанол | до 10 | 0,3 |