Комплексные решения очистки сточных вод аэропорта
Сточные воды аэропорта имеют сложный многокомпонентный состав и специфические особенности, которые создают трудности при их очистке. Дождевая и талая вода стекается в систему открытых или закрытых треугольных бетонных лотков, расположенных по границе полосы под уклоном 0,05. Далее стоки собираются в накопительные емкости, установленные по точкам водосбора.
Концентрация загрязняющих веществ в дождевых и талых водах с территории аэропорта влияет на выбор методов очистки.
1. Схема с применением ливневых очистных сооружений
При небольших концентрациях специфических загрязнений применяют блочно-модульные ливневые очистные сооружения. В этом случае целесообразно использовать ЛОС Векса различной модификации в зависимости от количества поступающих на очистку сточных вод или комплексную систему ARGEL.
В таких очистных сооружениях стоки с территории аэропорта проходят многоступенчатые стадии очистки, такие как пескоотделение, тонкослойное отстаивание, коалесцентную сепарацию и сорбционную очистку.
2. Схема с применением флотации
При более сложных составах поступающих на очистку сточных вод возможно применение реагентной обработки на флотационном оборудовании с последующей доочисткой на фильтрах. Из стоков биотуалетов, перед их поступлением на очистные сооружения, необходимо удалить высокотоксичные вещества, в частности четвертичные аммониевые соединения. Этого можно достигнуть путем установки в технологическую схему очистки дополнительных модулей.
Технологической схемой очистки сточных вод аэропорта может служить следующая:
- Механическая очистка от крупных примесей на механической решетке.
- Первичная очистка от нефтепродуктов. При этом в накопительную емкость подводятся сточные воды, нефтепродукты всплывают на поверхность очищаемой жидкости, а взвешенные вещества осаждаются. Осадок направляется в песколовку.
- Окончательная очистка от нефтепродуктов на коалесцентных сепараторах, где происходит разделение воды и тяжелых и легких нефтепродуктов. Затем отделившиеся нефтепродукты направляются в приемную камеру через фильтрующий контейнер с отводом дренажа.
- Флотация. Образовавшийся сток разделяется на два потока. Один, очищенный от нефтепродуктов, поступает в накопительную емкость. Другая часть направляется на флотацию. При превышении содержания нефтепродуктов и рН среды поступающего стока используют реагенты. Если содержание аммонийного азота выше нормы, используют дополнительные циклы флотации или разбавляют сток содержимым первой накопительной камеры.
- В холодное время года, когда в сточных водах аэропорта присутствует этиленгликоль из противообледенительных жидкостей и реагентов, применяют режим суперкавитации. Сток насыщается воздухом в сатураторах и после этого направляется на установки суперкавитации, где происходит эффективное удаление этиленгликоля.
- Сорбционная фильтрация очищенных стоков является заключительной стадией доочистки сточных вод.
- При необходимости доведения степени очистки стоков аэропорта до показателей сброса в водоемы рыбо-хозяйственного назначения применяют УФ обеззараживание стоков.
Рациональным методом организации локальных очистных сооружений является создание системы оборотного водоснабжения аэропортов, так как требования к качеству технической воды ниже, чем к очищенным водам, сбрасываемым в водоемы рыбохозяйственного назначения.