Поверхностный сток с мостовых переходов

Содержание
1. Организация водоотвода с поверхности мостов 2. Оценка воздействия ливневых вод
Содержание
1. Организация водоотвода с поверхности мостов 2. Оценка воздействия ливневых вод

Организация водоотвода с поверхности мостов

Для отвода ливневого стока с поверхности мостов в их конструкции предусматриваются продольные и поперечные уклоны.

Принимаемая величина продольных уклонов составляет от 5%, поперечных уклонов — от 15 до 20%. Если продольный уклон превышает 10%, то для расчета можно применить соотношение, где геометрическая сумма продольного и поперечного уклона составит 20%.

Существуют две схемы организации водоотвода с поверхности путепроводов и мостов:

  • Если на мосту или путепроводе число полос для движения не больше шести, применяется схема водосбора, когда стоки собираются вдоль тротуаров, а затем выводятся в откосные лотки на подмостовых конусах или сбрасываются в дождевую канализацию.
  • При большой ширине проезжей части используется принципиально другая схема. С поверхности моста вода отводится сквозь поперечные выпуски — водоотводные трубки и тротуарные блоки, и сбрасывается под мост. Иногда используются дождеприемные колодцы, вода из которых выводится на очистные сооружения или сбрасывается непосредственно в ливневую канализацию.

С поверхности дороги вода выводится через водоотводные трубки или через лотки (поперечные или продольные).

Водоотводные трубки

По конструкции водоотводная трубак представляет собой элемент водоотводной системы для спуска ливневых сточных вод с проезжей части, с тротуаров, и воды, стекающей по поверхности слоя изоляции. Водоотводная трубка находится в понижениях поперечного сечения мостового перехода.

Если продольный уклон не превышает 10%, диаметры водоотводных трубок не должны быть меньше 150 мм. Если уклон больше 10%, водоотводные труби допускается не устанавливать (если на это есть обоснование).

Водоотводные трубки устанавливаются на дорожном полотне автомобильных и городских мостов на следующих расстояниях. При продольном уклоне до 5% — не более 6 м вдоль пролета моста. При уклонах в 5-10% — не более 12 м.

Если крутость уклона увеличивается, может быть увеличено и расстояние между водоотводными трубками. На одном пролете должно быть установлено не менее трех водоотводных трубок.

Дождеприемные лотки

Сбор ливневых сточных вод с поверхности мостов может осуществляться при помощи специальных дождеприемных лотков. Загрязненный ливневой сток собирается и отводится на городские или локальные очистные сооружения.

Мостовые переходы, составляющие по длине несколько километров, отличаются большой протяженностью поверхностных покрытий. В соответствии со СП 32.13330.2012 дренажные трубы и сборочные лотки для дождевых стоков на таких мостовых переходах оборудуются уклоном не меньше 7% в холодное время года с учетом возможности намораживания — до 30%.

При величине уклона 7–30%, длине моста 2 км и очистных сооружениях, расположенных по обе стороны от моста, перепад уровней сборочного лотка должен составлять от 7 до 30 м. Для аналогичного моста, в котором очистные сооружения расположены на одной стороне моста, перепад уровней должен составлять от 14 до 60 м. Как видно, такие громоздкие дождесборные сооружения спроектировать и построить практически невозможно.

Если расход дождевого стока с поверхности моста или путепровода не превышает 41 л/с, на откосах можно поставить малые телескопические лотки марки Б-6.

Если расход сточных вод превышает 41 л/с, размеры и конструкции откосных лотков выбираются исходя из расчета поверхностного стока.

Если на мостах и путепроводах организованы раздельные проезжие части или если автомобильная дорога расположена вблизи потоков воды, сбор дождевых стоков производится вдоль проезжей части и сбрасывается в откосные водосборные лотки.

В местах пересечения железных дорог или автодорог высокой категории необходимо избегать угрозы попадания загрязненных стоков на проезжую часть дорог нижнего уровня. Для этого организуют сброс ливневых сточных вод с поверхности дорог в ливневую канализацию или на ливневые очистные сооружения (например, установки типа Векса). В некоторых случаях поверхностный сток можно выводить через специальные водоотводные желоба в кюветы, на разделительную полосу или в дождеприемные колодцы закрытой сети водоотвода.

В условиях вечномерзлых грунтов в основании мостового сооружения принимают все меры, исключающие попадание туда дождевой воды.

Если ток поверхностных вод происходит со стороны подходов к сооружению, должны быть установлены устройства для отвода воды за пределы земляного полотна.